ДППО в современной России: на пути к единому образовательному пространству

Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО) Евгений Малеванов – о вызовах, стоящих перед системой дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО) в нашей стране.

– Начну с очень простого, на первый взгляд, вопроса: кто сегодня приходит учиться в организации ДППО?

– Как и раньше, наши слушатели – это прежде всего педагоги. Но они очень разные, их возрастной диапазон – от 25 до 65 лет, во много раз шире, чем у студентов бакалаврских программ педагогических вузов. Одни наши слушатели начали работать в школе, когда страной руководил Леонид Ильич Брежнев, а другие, чей трудовой стаж не насчитывает и пяти лет, не сразу вспомнят, как Леонид Ильич выглядит на фотографии в учебнике истории. Но все они – профессиональные учителя, которые, обладая определенной квалификацией, должны соответствовать требованиям профессионального стандарта и ожиданиям современного общества. Они с равным успехом и с одинаковой эффективностью должны вести уроки по своему предмету и осуществлять воспитательный процесс в современной школе.

Система общего образования нередко предъявляет претензии к педагогическим вузам, отмечая, что их выпускники не всегда соответствуют требованиям школы как работодателя. И дело не только в том, что, образно говоря, выпускника нельзя сдать обратно в вуз по гарантии, как неправильно собранный телевизор. Просто в разные годы в разных педагогических вузах студентов учили по­разному. И дальнейшая «огранка», поддержка педагогов в их профессиональной деятельности – неотъемлемая и необходимая функция системы ДППО.

Повышение академической квалификации (уровня знаний предмета, представлений о современной науке и проч.) 25­летнего и 65­летнего учителя, на мой взгляд, не представляет такой уж серьезной проблемы. За 90 лет существования отечественной системы ДППО коллеги и в нашей Академии, и в региональных институтах научились с этим работать, тем более что проблема уходит корнями не только в высшее, но порой и в общее образование.

А вот ответ на вопрос о развитии коммуникационных и иных важных навыков, о формировании тех или иных личностных характеристик педагога, значимых для осуществления его профессиональной деятельности, уже не будет столь однозначным.

Для одного учителя использование, например, технологий виртуальной реальности – неотъемлемая личностная характеристика, легко трансформируемая в профессиональный навык. Он и на уроках эффективно работает с современной техникой, и на переменах пользование карманным гаджетом для него так же естественно, как и для его учеников. А для другого учителя формирование навыка работы с новыми технологиями может стать серьезным испытанием.

Для одного учителя онлайн­наблюдение на уроке – нормально и привычно, потому что у него сформировано понимание об открытости и о темпах передачи информации в современном мире. А другой вряд ли примет онлайн­наблюдение как данность, даже если согласится с возможностью его осуществления.

Для одного учителя информация на общедоступном сайте – это замечательный материал для самостоятельной работы, с возможностью задать вопросы на понимание здесь же на форуме или в чате. Другой вообще не захочет воспринимать информацию в электронном виде – ему необходим живой разговор в аудитории, с презентацией и докладами, а материалы с сайта он разве что согласится получить в распечатке.

Таким образом, система ДППО должна учитывать особенности и тех, и других учителей, понимая специфику разных поколений, добиваясь, чтобы коллеги, получившие разное высшее образование, обладающие разным опытом, создавали основу единого образовательного пространства страны.

– Что представляет собой сегодня система ДППО в масштабах страны?

– Она очень сильно дифференцирована. Институты повышения квалификации (институты развития образования) в регионах разнородны по духу, кадровому составу, технической оснащенности, применяемым технологиям. Среди них есть лидеры, чей опыт стоит изучать и перенимать. Но точно так же, как общее образование сегодня выходит за рамки школ, профессиональное развитие и послевузовское образование педагога, конечно же, не ограничивается рамками организаций ДППО. Мы не обладаем монополией на повышение квалификации точно так же, как современный учитель не является единственным источником информации для ученика.

При этом институт повышения квалификации в региональной системе образования может и, пожалуй, должен играть ключевую роль – быть не только современным учебным заведением, но и ее ресурсным центром, штабом модернизации образования. Одновременно он должен быть хранителем традиций в образовании и обеспечивать преемственность, связь между поколениями. Институт – это место встречи педагогов из разных школ, разных городов и районов, пусть и не единственное. Для работы с педагогами могут привлекаться и другие организации, где есть более квалифицированные в том или ином вопросе специалисты, более современное оборудование, которого, увы, не хватает нашей системе.

При этом у организаций ДППО есть функции, которые не готов выполнять никто другой. Прежде всего это реализация государственной политики в сфере общего образования. С одной стороны, мы должны ориентироваться на запросы учителей в части повышения квалификации, с другой – быть проводниками этой политики, и векторы, к сожалению, не всегда совпадают. Так или иначе, государственные приоритеты, которые должны быть отражены в наших образовательных программах, будь то развитие цифровой экономики или новации в содержании отдельных предметов, мы обязаны учитывать.

Образовательная деятельность организаций ДППО уже не сводится к формальному образованию – с четко определенными темами занятий, с той или иной их продолжительностью, с обязательной выдачей документов об образовании. Сегодня организации ДППО ведут разноплановую деятельность, предполагающую трансляцию и диссеминацию опыта, экспертизу нормативных документов, информирование. Система ДППО обеспечивает связь между инициаторами инноваций и их потребителями. В этой ситуации большое значение приобретают сайты институтов, растут требования к качеству размещаемой на них информации. Мы осуществляем поддержку самостоятельной работы учителя, его неформального и информального образования, занимая место в ряду других экспертных организаций.

Известно, что к работе системы ДППО кто­то порой относится с некоторым недоверием и даже пренебрежением. Не исключаю, что это обусловлено недостаточным вниманием коллег в институтах к продвижению своих инициатив, информированию общества о своих возможностях и о результатах своей деятельности. Состояние дел в этом направлении несложно оценить, полистав сайты различных организаций ДППО. Здесь опять же есть лидеры, а есть и те, кому стоит присмотреться к опыту коллег.

– Существует ли в российской системе ДППО единое образовательное пространство?

– К сожалению, сейчас оно отсутствует. Именно это имела в виду Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева, говоря о том, что система повышения квалификации педагогов в России разрушена.

Как известно, программы дополнительного профессионального образования не подлежат государственной аккредитации, поэтому они гораздо более вариативны, чем программы высшего образования, в том числе педагогического. В системе ДППО ощущается нехватка единых подходов к структуре программ, нет единства в отражении организационных, содержательных и методических вопросов. Апеллируя к сознательности, мотивации и активности слушателей, что особенно важно при развитии дистанционных форм обучения, мы не должны снижать требования к качеству программ и квалификации преподавателей, и эти требования должны быть сформулированы, всеми поняты и приняты.

Сейчас АПК и ППРО вместе с коллегами из региональных институтов повышения квалификации ведет работу по внутрикорпоративному согласованию взглядов на содержание программ по ключевым направлениям ДППО. В 2018 году должны быть подведены итоги этой работы. Необходимо определить инвариантный компонент в программах ДППО, как и в деятельности региональных институтов в целом, пусть даже понятие «примерная образовательная программа» здесь не применимо де­юре. Просто сегодня даже при одинаковых названиях и одинаковом количестве часов содержание курсов в разных институтах повышения квалификации может быть совершенно разным.

Мы работаем над методическими рекомендациями для организаций ДППО и в целом для региональных органов управления образованием – ведь многие вопросы выходят за рамки полномочий институтов, предполагая организационные, системные изменения. Пока в этой работе мы в значительной степени руководствуемся интуицией, и нормативную базу нашей совместной деятельности еще предстоит сформировать.

– В ближайшей перспективе ключевую роль в возрождении единого образовательного пространства ДППО должны сыграть новые подходы к аттестации педагогов.

– В рамках выполнения поручения Президента России по формированию Национальной системы учительского роста планируется разработка и внедрение новых подходов к содержанию оценочных средств, использующихся при аттестации. Эти подходы будут едиными для всей страны. По мере выявления дефицитов педагогов предстоит разработать единые рекомендации по устранению этих дефицитов, гибко перестраивая государственные задания для региональных организаций ДППО. И тогда профессиональное сообщество сможет оценить результативность тех или иных предлагаемых программ. Если на курсы пришел учитель, который что­то не умел, не знал или не мог, и это было выявлено в ходе независимой оценки, а по их окончании умеет, знает и может, и это тоже подтверждено независимой оценкой, то мы работаем не зря.

В апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) участвуют 13 регионов. В перспективе планируется оценивать четыре компонента – знания предмета, владение методикой, психолого­педагогические компетенции и коммуникативные компетенции, и над этим работают Минобрнауки России и Рособрнадзор. Как только в обсуждении вопроса об уровневой структуре профессионального стандарта педагога будет поставлена точка, можно будет разрабатывать оценочные средства для специалистов разных уровней, что позволит дифференцировать цели, задачи и результаты разных программ повышения квалификации. И конечно, можно будет сформулировать четкие требования к преподавателям системы ДППО, а также объективно оценить результаты их работы.

Нам предстоит решать сложнейшие задачи, связанные с личностным развитием педагогов, пусть даже сегодня они не включены в базовые требования к их квалификации. О том, что необходимо развивать у педагогов навыки стрессоустойчивости, учить их взаимодействовать с людьми разных темпераментов, разных особенностей в восприятии информации и так далее, не написано в государственных заданиях, и кто­то до сих пор считает все это излишеством. Но в современных условиях неопределенности, в обществе разных мнений и разных ценностей, для работы учителя как проводника в мире знаний это необходимо. Тем более учителя в ходе опросов указывают, что испытывают особый дефицит именно в таких компетенциях.

Не менее важно в перспективе обеспечить единство подходов к аттестации работающих учителей и к оцениванию выпускников педагогических вузов и факультетов. Но важно понимать, что студенты, которых уже начали учить по­новому, составят лишь небольшую часть учительского сообщества. Оно по­прежнему будет состоять из людей разных поколений, разных взглядов и с разным образованием, которые тем не менее должны делать единое дело.

– Как в этой ситуации будет развиваться АПК и ППРО?

– Для реализации государственной политики в сфере образования необходима не только административная вертикаль в отношениях между органами управления образованием разного уровня. Нельзя обойтись без методического сопровождения различных направлений государственной политики, и в этой работе участвуют организации ДППО. Наша Академия готова организовывать взаимодействие этих организаций в масштабах страны, и эту работу мы ведем уже сегодня.

Необходимо и в дальнейшем выстраивать системные связи, налаживать экспертное взаимодействие между организациями ДППО. На сегодняшний день АПК и ППРО заключила соглашения почти с 70 регионами, утверждены дорожные карты, где предусмотрены конкретные шаги. В основе нашего взаимодействия – принципы равноправия и добровольности. Есть регионы, с которыми налажено масштабное сотрудничество по широкому спектру вопросов, а есть те, с кем мы пока договорились о совместной работе лишь по ряду направлений.

Для всех коллег, работающих в системе ДППО, актуален такой вопрос, как внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного профессионального образования. Уже сформировано сообщество регионов, получающих субсидии в рамках ФЦПРО на различные проекты модернизации образования. У них единые задачи на ближайшие два года, и АПК и ППРО как федеральная организация на своем уровне поддерживает координацию реализации субсидий. Характерная особенность Академии – тесное взаимодействие с федеральными государственными и общественными структурами в сфере образования. На нашем сайте планируется создать единое пространство методической поддержки и координации нашей работы. Академия и сама выступает как субъект этой работы, и мы с коллегами на равных можем обсуждать возникающие сложности и возможные пути развития.

При этом АПК и ППРО сохраняет за собой такие функции, как подготовка кадров высшей квалификации, проведение научно­педагогических исследований и подготовка диссертационных работ, связанных прежде всего с андрагогикой, теорией педагогики и психологии. Мы много обучаем по направлениям, по которым в значительной части регионов сейчас остро ощущается недостаток квалифицированных кадров, – в области инклюзивного образования, коррекционной педагогики, ведь основная часть квалифицированных специалистов по этим вопросам сосредоточена в крупных городах. Повышение квалификации учителей не относится к федеральным полномочиям, поэтому все наши программы сегодня реализуются только на внебюджетной основе. С одной стороны, это ограничивает объем работы, с другой стороны – есть стимул развиваться в условиях рынка, открытой конкуренции, что, конечно, создает некоторые сложности, но в то же время стимулирует профессиональный рост.

Несмотря на развитие вариативности технологий профессионального развития и тенденцию сокращения сроков обучения в очном формате, Академия сохраняет широкий спектр программ профессиональной переподготовки. По этим программам у нас обучаются педагоги образовательных организаций, специалисты органов управления образованием. Для Академии это довольно большой масштаб работы, хотя в рамках страны он, конечно, не столь существенен.

Участвуя в реализации государственной политики в образовании, мы обучаем педагогов и по направлениям, которые соответствуют последним актуальным тенденциям, – методике обучения молодых людей финансовой грамотности, введения астрономии, развития новых подходов к преподаванию предмета «Технология» – и другим. Какие­то регионы в работе по этим направлениям преуспели и не нуждаются в нашей поддержке, а кому­то она необходима.

На совещании руководителей государственных орга­низаций, реализующих программы ДППО в регионах, приуроченном к 90­летию системы ДППО, которое состоится 19–20 октября, мы планируем сделать акцент на вопросах создания ЕФОМ и перспективах работы с результатами единых аттестационных процедур. Это новый виток задач и вызовов, стоящих перед нашей системой. Как и в прежние годы, мы должны оперативно и точно реагировать на изменения, происходящие и в системе образования, и в обществе, стараться совместными усилиями создавать условия, чтобы по всей стране дети получали образование одинаково высокого качества.

Подготовил Борис СТАРЦЕВ.

Яндекс.Метрика