АКТУАЛЬНО

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВ

Т.И. Тюляева, доцент
кафедры методики преподавания истории,
социально-политических дисциплин и права

Одним из основных направлений деятельности нашей кафедры с 2009 г. является научно-педагогическое внедрение и методическое обеспечение нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». В этой связи тематика гражданского образования значительно обогатилась вопросами духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).

Успешное духовно-нравственное развитие личности, эффективное воспитание и позитивная социализация подрастающего поколения во многом определяют атмосферу, господствующую в обществе, являются фактором его стабильности, ощущения благополучия и уверенности в будущем. Сегодня проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности обозначается именно потому, что в этой области имеются серьёзные недостатки, позволяющие говорить о признаках кризисных явлений.

Изучение исторических и культурных основ мировых религий в системе образования призвано стать основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, служить профилактике религиозного экстремизма, фанатизма, ксенофобии; способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий. В этих целях осуществляется сотрудничество государства и религиозных организаций, в том числе и в деле духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения.

Без знаний о религиях наши ученики никогда до конца не разберутся в сути мировых исторических и политических процессов, в современных конфликтах и войнах. Изучение религиоведческого курса поможет нашим ученикам в понимании и освоении национальной и мировой художественной культуры.

Религия в системе социогуманитарного образования определяется в качестве одного из основных, наряду с философским, типов мировоззрения личности, а религиозная культура – в качестве одной из масштабных и влиятельных сфер культуры, затрагивающей практически все стороны жизни индивидов, этнических и социальных групп в обществе, взаимоотношения самих обществ и государств в международном сообществе.

В российской педагогической науке постепенно складывается традиция поликультурного образования, которое способствует формированию поликультурной личности и предполагает всесторонний учёт того, что в процесс обучения вовлечены представители разных культурных общностей. Содержание поликультурной компетентности учителя и ученика включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и её носителям. Таким образом, в результате изучения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура или религия не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием и потенциалом.

В разных странах мира по-разному решается вопрос изучения религии как историко-культурного феномена. Там, где на систему образования существенно влияют господствующие религии, имеющие статус государственных или по сути являющиеся таковыми, преподавание культурологического курса, подобного нашему, в массовой школе невозможно. Традиционные конфессии считают (что естественно) целесообразным обучать школьников «своей» религии. История религий рассматривается при этом через призму собственного конфессионального взгляда. По своей природе такой взгляд не всегда является свободным и объективным. Поэтому в практике школ многих развитых стран утвердились историко-культурологические курсы, подобные нашему. В то же время, немало развитых стран идут другим путём, обучая школьников конкретной религии. Главным остаётся постулат: вопрос об отношении к религии – личное дело каждого, и школьный курс не ставит задачей воспитывать приверженцев какой-либо религии.

Думается, правомочно оставить споры на эту тему, чтобы сосредоточиться на куда более актуальных вопросах, связанных с концепцией курса, совершенствованием его содержания, качественной подготовкой преподавателей: как следует организовать педагогический процесс, чтобы действительно сформировать у подростков мировоззренческий нравственный стержень и не спровоцировать отторжение какой-либо культуры или религии, проявление ксенофобии, интолерантности, межэтнических или межконфессиональных конфликтов.

Модули предмета по основам религиозных культур и этики содержат уникальный материал, так как в отечественной системе образования отсутствуют предметы, дающие школьникам полноценные, специальные знания и сведения об особенностях религиозного мировоззрения и истории религиозных культур, несущие в себе, помимо культурологического, ещё и воспитательный потенциал.

Изучать культуру различных религий, их историко-культурную значимость, духовную культуру личности, межконфессиональную толерантность – это в значительной степени означает приобщение человека (взрослого и маленького) к самым великим и сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Необходимость и полезность изучения мировых религиозных культур объясняется ещё и тем, что без знания и понимания особенностей религий мира просто невозможно составить полное представление об истории и культуре страны. Для нашей страны это прежде всего знания о православной и исламской культуре.

В решении задач исторического, культурологического, религиоведческого образования и воспитания сотрудниками кафедры разработаны учебные программы дополнительного педагогического образования, например, «Использование образовательных технологий и приёмов в работе преподавателя курса «Основы религиозных культур и светской этики» (авт. А.Н. Иоффе), «Особенности реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла» (авт. Т.В. Болотина), «Развитие межкультурного и межконфессионального диалога средствами образования в условиях внедрения ФГОС» (авт. И.А. Мишина), «История религий: культурологический аспект (авт. Т.И. Тюляева), «Духовно-нравственное образование в поликультурной среде». (авт. Т.И. Тюляева), «Духовно-нравственные ценности отечест-венной культуры в условиях внедрения Историко-культурного стандарта и концепции модернизации исторического образования в условиях ФГОС» (авт. Т.И. Тюляева). Также имеются учебно-методические пособия для учителей, учебники, например, учебник для 4 класса «Основы светской этики». (авт. Т.И. Тюляева в соавторстве с Т.Д. Васильевой и К.В. Савченко, изд-во «Академкнига/Учебник», 2014); «Основы светской этики. Справочник для учителя» (авт. Т.И. Тюляева, изд-во «Вентана-Граф», 2015).

Яндекс.Метрика