АКТУАЛЬНО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ПРАВА
Е.К. Калуцкая, к.п.н., доцент
кафедры методики преподавания истории,
социально-политических дисциплин и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требование к формированию и совершенствованию компетентностей, ключ к которым содержится в программах дополнительного профессионального образования. Среди наиболее значимых навыков следует отметить: знание современной нормативно-правовой базы образовательного процесса, составляющую ядро государственной образовательной политики (ОПК-1); готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях; способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); умение разрабатывать кейсы, задания разных типов, нацеленные на активизацию самостоятельной, в том числе исследовательской и проектной деятельности учащихся (ПК-1)
Способствуя достижению обучаемыми высоких результатов, совершенствованию названных компетенций, профессорско-преподавательский состав кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права проводит занятия с использованием современных образовательных технологий.
Образовательной технологией, по определению ЮНЕСКО, является системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Важность применения образовательных технологий диктуется тем, что сама по себе технология, отличается воспроизводимостью, устойчивостью результатов и даёт больше простора для реализации деятельностной компоненты образовательного процесса. Следовательно, образовательную технологию можно определить как систему, включающую некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
В качестве одной из эффективных технологий, применяемых при реализации программ кафедры, стоит назвать проектную. Cуть данной технологии состоит в стимулировании интереса обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Проектная технология всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлена на получение результата.
Работа с проектами занимает особое место в системе дополнительного образования, позволяя обучаемому приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным, потому что обучаемые сами делают свой выбор и проявляют инициативу. С этой точки зрения хороший проект должен: иметь практическую ценность; предполагать проведение самостоятельных исследований; гибкость в направлении работы и скорости её выполнения; решение актуальных проблем; содействие проявлению способностей обучаемого при решении задач более широкого спектра. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути
Также интересна технология, которую ряд исследователей назвали «модельным методом»
Для обучения тьюторов также доказала свою эффективность технология «тренинг-минимум», применяемая на этапе контроля изученного модуля или курса. Эта технология предназначена для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).
Данная технология предоставляет обучаемому наибольшую меру самостоятельности и творческого поиска.
Особого внимания заслуживает технология, ранее применявшаяся только в программах бизнес-образования – CASE STUDY, технология ситуационного анализа и решения поставленной задачи.
Кейс-метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий <…> Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации
Технология CASE STUDY способствует не столько получению знаний в виде готовых фактов и теоретических положений, сколько принятию обучаемыми способов творческого решения проблемы и формирования умения анализа ситуации и принятия решения.
Исследователи относят к достоинствам данной технологии формирование у слушателей таких умений, как аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные, а также способность к самоанализу
Реализуя образовательные программы, преподаватели кафедры базируются на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, уделяют особое внимание мотивации слушателей, а также необходимости их профессионального совершенствования. Все занятия проводятся на высоком уровне с использованием мультимедийных средств обучения, презентационных материалов, поддержки коммуникации в системе онлайн и оффлайн.