АКТУАЛЬНО
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А.Н. Иоффе, д.и.н., профессор
кафедры методики преподавания истории,
социально-политических дисциплин и права
Задача становления гражданского сознания подрастающего поколения является одним из приоритетов развития любого общества в соответствии с потребностями стабильности и преемственности, консолидации и социального согласия в нём. В контексте трансформации ценностных ориентиров значительно возрастает роль образования в гражданском становлении молодого поколения россиян. В условиях вызовов современной глобализации, обострившейся конкуренции между странами-лидерами за ресурсы и влияние, нарастании мультикультурной составляющей общественной жизни, повышении угрозы международного терроризма, активизации экстремистских организаций и движений особые требования предъявляются обществом к гражданской ответственности, правовой и политической культуре, толерантности и патриотизму. Особая роль школьного образования в формировании данных ценностей не вызывает сомнений. Под гражданским образованием понимается комплекс обучающей и воспитательной деятельности образовательных организаций, способствующей становлению мировоззренческих основ и ценностных ориентиров молодого поколения граждан России.
В 2014–2015 гг. была разработана и апробирована Нацио-нальная программа по оценке качества граждановедческого образования в России. Организаторами Национального исследования были Рособрнадзор и ЗАО «Учительская газета» при координационной поддержке Российской Академии образования и экспертно-аналитическом сопровождении, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.
Основной целью программы является определение перспективных направлений развития системы образования в области становления гражданственности и повышения социальной активности обучающихся. Данная цель интегрирует обучающую, развивающую, воспитательную и ценностную направленность образовательной деятельности. Программа нацелена на диагностику уровня гражданской компетентности и зрелости учащихся 8 классов. Содержательно разработанный в рамках реализации программы когнитивный тест по оценке качества граждановедческого образования связан с Примерной программой основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) с учётом учебно-тематического планирования. Научное руководство программой осуществлял профессор АПК и ППРО А.Н. Иоффе.
В рамках реализации программы оценки качества граждановедческого образования выполняются следующие задачи:
определить цели, задачи и ожидаемые результаты граждановедческого образования;
обосновать метапредметные и междисциплинарные составляющие граждановедческого образования;
провести сравнительный анализ имеющегося международного опыта в области исследования уровня гражданственности молодого поколения с выделением общих принципов и их использованием для подготовки национального инструментария;
определить ключевые понятия, темы, области знаний, концепции и направления для диагностики уровня и качества граждановедческого образования;
разработать уникальный инструментарий (когнитивный тест) по оценке качества граждановедческого образования, умеющий полифункциональный и комплексный характер;
подготовить сопровождающие документы для проведения тестирования (руководства, методические рекомендации, анкету для учащихся);
разработать чёткие, ясные и прозрачные требования к критериям и показателям, а также к оценке выполнения учащимися предложенных заданий;
провести общественную экспертизу разработанных материалов с последующим внесением изменений по экспертным замечаниям;
организовать проведение тестирования на релевантной группе российских учащихся 8 классов с учётом культурного, этнического и социального многообразия Российской Федерации с определением минимального числа субъектов РФ, в которых будет проводиться исследование;
обобщить информацию об уровне граждановедческих знаний учащихся 14 лет по итогам проведения когнитивного тестирования;
сделать объективную оценку и провести научный анализ полученных результатов с выработкой рекомендаций по развитию граждановедческого образования в России и системы образования в целом.
проинформировать педагогическую общественность о полученных результатах оценки качества граждановедческого образования в России.
В качестве инструментов для проведения исследования качества граждановедческого образования использовались следующие материалы: анкета для руководителя образовательной организации, анкета для учителя, анкета для обучающихся (учащихся 8 классов), тестовые задания (в двух вариантах), серия руководств по организации исследования. Представленный инструментарий ориентирован на оценку гражданских знаний, понимания основных концепций, формирования умений и компетенций в области обществознания и социальных практик, а также подготовленность учащихся быть активными участниками в жизни общества через выработку своей мировоззренческой позиции и совершения действий гражданской направленности в своей повседневной жизни.
Структура заданий когнитивного теста соответствует государственным требованиям в области качества образования, в частности соотносится с форматами Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В каждой части задания когнитивного теста расположены по нарастанию уровня сложности или количества требуемых действий (соответственно и по максимальному количеству баллов, которые может получить учащийся при его выполнении). Инструментарий включает в каждом варианте три части. Часть А включает 20 заданий с выбором одного из четырех предлагаемых ответов (пять из них имеют повышенный уровень сложности); часть В включает 14 заданий с коротким ответом (в виде слова, словосочетания или предложения), которое следует вписать; часть С включает 11 заданий, для выполнения которых предполагаются развернутые ответы. Каждый вариант когнитивного теста состоит из 50 заданий, максимальное количество баллов – 100 (часть А – 25 баллов, часть В – 35 баллов, часть С – 40 баллов).
Так как общее максимальное количество баллов за 45 тестовых заданий – 100 баллов, определены значения процентов учащихся, распределяемых по трём уровня качества граждановедческого образования. Распределение выглядит следующим образом: Уровень 1 – минимальный, Уровень 2 – средний и Уровень 3 – высокий. В процентном отношении они соответствуют следующим числовым показателям:
Уровень 1 (минимальный) – от 20 баллов (более 20%) до 35 баллов (50%);
Уровень 2 (средний) – от 35 баллов (35%) до 65 баллов (65%);
Уровень 3 (высокий) – от 65 баллов (более 65%).
В соответствии с комплексным подходом были выделены пять основных областей для оценки качества граждановедческого образования:
гражданские знания (не только в обществознании, но и в других школьных дисциплинах – гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов);
гражданские умения (метапредметные результаты образования, позволяющие гражданину осознанно относится к происходящим событиям, грамотно анализировать информацию, делать адекватные выводы);
понимание общественных процессов (способность видеть закономерности и причинно-следственные связи, которая необходима для выстраивания собственной траектории поведения в той или иной ситуации);
гражданские предрасположенности (готовность занять собственную позицию по актуальным вопросам гражданской жизни, аргументировать свои взгляды и мнения, быть ответственным за собственный выбор, формировать ценностные ориентиры, основанные на гражданских качествах);
навыки гражданских действий и поведения (активное участие в общественной жизни на основе сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми).
В анкетировании приняли участие 248 руководителей из 42 регионов Российской Федерации. В опросе в сбалансированном виде присутствовали школы разных населённых пунктов с небольшим преобладанием крупных городов с населением от 100 тыс. до 1 млн (34,5%).
Интересно, что ни в одной школе нет ситуации, когда менее 10% учеников соблюдают дисциплину и установленные правила (96% руководителей уверенно считают, что более половины учащихся соответствуют этой характеристике). Ещё более оптимистично смотрят руководители на отношения учеников с педагогами (61,8% говорит, что это характеристика подавляющего большинства школьников). В очередной раз отмечается проблема слабой активности в решении общих вопросов жизни школы (14,1% говорят о 80–100% учеников). Отсутствие вредных привычек у 80–100% учащихся отмечается в 42,2% ответов (в мегаполисах – 35,7%, а в деревнях – 39,2%). Эти данные более оптимистичны, чем традиционные представления, которые сформировались на основе публицистических статей, выступлений представителей органов здравоохранения и результатов социологических исследований общественного мнения по данным проблемам.
В представлении руководителей о целях гражданского образования абсолютным лидером является патриотическое воспитание (83,5%), остальные позиции распределены более равномерно. Также выделяются получение знаний о правах и обязанностях граждан (49,4%) и формирование навыков ненасильственного разрешения конфликтов (48,2%). Наименее востребованными в области гражданского образования оказались следующие направления:
содействие участию учащихся в жизни местного сообщества – 8,4% (у руководителей со стажем более 10 лет – 4,9%);
подготовка учащихся к будущему участию в политической жизни страны – 8% (4,9% среди опытных руководителей);
поддержка развития эффективных стратегий для борьбы против расизма – 0,4% (ни один из опытных руководителей эту проблему не назвал).
В опросе также участвовало 3452 педагогов.
Основным источником информации на уроке являются учебники и методические материалы, утверждённые Министерством образования и науки или местными органами управления образованием (62,5% отметили эту позицию «в большей степени»). Это выглядит вполне закономерным. Среди наиболее часто используемых источников учителя также назвали Интернет-источники (49,8%), иллюстративные материалы в виде фотографий, карт, плакатов, картин, карикатур (43%), схемы, таблицы и диаграммы (40,6%). И только чуть более 10% педагогов регулярно используют научные работы (10,5%), речи, письма, воспоминания и записки (10,5%). Среди совсем не используемых источников ни одна позиция не набрала более 20%, что говорит о стремлении педагогов к разнообразию информации. Не включают в свою систему преподавания научные работы 19,4% опрошенных, речи, письма, воспоминания и записки – 13,2%, отрывки из документальных или художественных фильмов – 9%. Место проживания не оказывало значительного влияния на соотношение выбранных ответов. А среди учителей в возрасте до 25 лет в число часто используемых источников добавились правовые документы (тексты конституций, деклараций, законов, постановлений и др.) – 32% ответов. Учителя старше 60 лет также значительное внимание уделяют популярной периодике (газеты, журналы, телевидение) – 30% респондентов часто используют эти источники.
Непосредственно связана с практикой граждановедческого образования работа по социальному проектированию. На вопрос о том, разрабатываются ли в школе социальные проекты только, 9,1% ответили отрицательно. Ответившие «Да» должны были дополнительно определить степень мотивации учеников 8 классов к участию в социальном проектировании. Здесь учителя выбирали один из четырёх возможных ответов: «минимальная», «недостаточная», «средняя», «активная». Половина опрошенных педагогов (50%) определила уровень активности учащихся как «средний», а 16,9% как «высокий». В деревенских школах соотношение примерно такое же, но уровень активности школьников в социальном проектировании немного ниже – 17,3% школ не разрабатывают социальные проекты, 11,4% ответивших учителей отметили активность участия школьников в этой работе.
Тестовые задания выполняли 5344 учащихся 8 класса из 42 регионов Российской Федерации. Мальчиков – 2606 человек; девочек – 2738 человек. Задания 1 варианта выполняли – 2627 учащихся; задания 2 варианта – 2717 учащихся.
Результаты выполнения заданий показывают, что неудовлетворительные результаты являются редкими – только 2,17% участников исследования набрали при выполнении тестовых заданий меньше минимального установленного порога в 20 баллов.
Общий средний результат выполнения тестового задания – 54,23 балла из 100 максимально возможных (54,23%). Средние баллы выполнения тестовых заданий по различным проверяемым категориям распределился следующим образом:
Критерий (характеристика отвечавших учащихся) |
Средний процент выполнения заданий |
Мальчики |
51,96% |
Девочки |
56,39% |
1 вариант |
51,23% |
2 вариант |
57,13% |
Сельская местность (менее 3000 чел.) |
51,88% |
Маленький город (от 3000 до 15 000 чел.) |
53,49% |
Небольшой город |
55,43% |
Крупный город |
56,36% |
Мегаполис |
50,69% |
Тестовые задания были распределены по ряду умений гражданской направленности, на которые акцентировалось внимание при проверке. Наиболее успешно учащиеся справились с заданиями, в которых акцент делался на анализ графической информации (58,8%), проявление общего кругозора (55,69%) и понимание граждановедческой терминологии (54,7%). Практически не было позиций, которые оказались провальными для учащихся. Небольшое отставание отмечено в умении формулировать проблемы, аргументировать, приводить примеры, давать определения (48,68%). Приводимая таблица показывает общие результаты по стране:
Рассмотрение ситуаций |
17,82 из 36 (49,49%) |
Работа с текстом |
11,65 из 23 (50,64%) |
Проявление общего кругозора и интеллектуального развития |
13,37 из 24 (55,69%) |
Анализ изобразительной (графической) информации |
6,47 из 11 (58,80%) |
Знание нормативных документов, фактов, законов и правил |
5,94 из 12 (49,47%) |
Понимание граждановедческой терминологии |
17,50 из 32 (54,70%) |
Установление причинно-следственных связей |
12,27 из 23 (53,33%) |
Умение формулировать проблемы, аргументировать, приводить примеры, |
25,80 из 53 (48,68%) |
Результаты исследования определили перспективные направления развития граждановедческого образования в современной России в содержательном, методическом и воспитательном аспектах.