АКТУАЛЬНО

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: УЖЕ НЕ РОСКОШЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

А.С. Прутченков, д.п.н.,
профессор кафедры методики
преподавания истории, социально-политических дисциплин и права

С.А. Павлова, старший преподаватель кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права

Проблема обеспечения функциональной финансовой грамотности детей становится всё более актуальной в связи с тем, что финансовая безграмотность – крайне опасная вещь, особенно в условиях периодически повторяющихся финансовых кризисов. Люди начинают задумываться над тем, как минимизировать риск принятия разорительных для себя финансовых решений.

Финансовая безграмотность – крайне опасная вещь хотя бы потому, что в современном мире практически у каждого есть возможность стать инвестором. Инвестиционные продукты становятся всё более доступными и популярными, чего не скажешь о знаниях, необходимых для правильного их использования. И если бы только инвестиционные! Потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, автокредиты, всевозможные «грабительские кредиты», страховые продукты, финансовые пирамиды... Только необходимость аккумулировать средства на пенсию заставляет людей принимать массу инвестиционных решений. Практически всем приходится заниматься личным финансовым планированием, принимать кредитные и инвестиционные решения, включающие и пенсионное накопление.

Основной целью занятий является знакомство обучающихся с основами финансовой грамотности и привитие им первичных навыков ответственного и безопасного поведения в сфере личных и семейных финансов.

Задачи, которые решают программы, проводимые кафедрой методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права:

1) информирование обучающихся о видах информации в сфере личных и семейных финансов, а также о негативных последствиях игнорирования такой информации;

2) информирование обучающихся о способах финансового мошенничества, в частности, в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи (в том числе путем рассылки SMS-сообщений незаконного содержания);

3) ознакомление обучающихся с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими вопросы в области личных и семейных финансов;

4) обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного использования карманных денег, включая способы защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств на личные финансы.

Ожидаемый результат от проведённых занятий, в ходе которых обучающиеся должны:

получить дополнительную информацию в области личных и семейных финансов;

научиться более ответственно относиться к своим кар-
манным и иным личным и семейным средствам, а именно:

понять необходимость критически относиться к любой финансовой информации, распространяемой по различным каналам, включая Интернет, мобильную связь, посредством иных электронных средств массовой коммуникации;

научиться отличать достоверные сведения о финансовых услугах от недостоверных, анализировать степень достоверности информации и подлинность её источников;

избегать навязывания информации, способной причинить вред финансовому благополучию;

распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки заманить в различ-ные финансовые махинации;

критически относиться к информации, рекламирующей различные финансовые услуги, распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче данной информации.

Формы работы с учащимися при проведении открытого урока по основам финансовой грамотности могут быть самыми разнообразными. Главное, чтобы они были увлекательными, способствовали формированию первичных навыков ответственного отношения к личным и семейным финансам, соответствовали возрасту учеников.

В качестве примера занятия в старшей школе (10–11 классы) врамках открытого урока по основам финансовой грамотности мы приводим кейс «Поездка в Англию».

«Вам предлагается внимательно прочитать текст жизненной ситуации (кейс), с которой столкнулась семья Комаровых, объединившись в группы, нужно помочь этой семье найти решение данной проблемы. Итак, трудная жизненная ситуации семьи Комаровых.

Введение в проблему

Семья Комаровых состоит из пяти человек: папа, мама, сын, дочь и дедушка. Родители и дедушка, когда получают зарплату и пенсию, откладывают часть денег в шкаф в «условленное место», откуда берут их на необходимые расходы. Зарплату папа и мама получают на банковскую карточку и в тот же день снимаются все средства. По мнению мамы Ольги Борисовны, если деньги лежат дома, то это надёжнее, вдруг в самый неподходящий момент сломается банкомат или ещё что-нибудь непредсказуемое произойдет с банком. Дедушка 10 числа каждого месяца получает пенсию. За исключением 5000 рублей, которые откладывает на сберегательную книжку на «чёрный день», всю пенсию отдаёт в семью.

Ольга Борисовна в семье ответственная за покупку про-
дуктов, оплату всех ежемесячных счетов (за квартиру, электричество, Интернет, занятия в художественной школе и репетитора по английскому языку для Ирины).

Каждую крупную покупку в семье обсуждают на семейном совете, а вот текущие траты (бензин, продукты, театр, лекарства и так далее) осуществляются без учёта и контроля, потому что это небольшие суммы. Таким образом, в семье сложились открытые и доверительные отношения, которые, по мнению мамы, хорошо влияют на детей и на благоприятный микроклимат в семье.

И всё бы было хорошо, если бы не возникало проблемных ситуаций, связанных с нехваткой средств на оплату незапланированных дорогостоящих, но необходимых товаров и услуг. А такие ситуации возникают в семье нередко. Например, срочный ремонт машины, дорогое медицинское обследование дедушки, ремонт стиральной машины и так далее. Все подобные ситуации возникают, как выражается мама «всегда некстати». Ирина всегда считала, что родители зарабатывают немало, плюс пенсия дедушки, денег должно хватать, но почему же всегда, когда это необходимо, денег в «условленном месте» оказывается слишком мало. Вопросом о том, сколько осталось денег, члены семьи озадачиваются только, когда есть на то причина.

Родители никогда не могут точно ответить, сможет ли семья отправиться в путешествие в очередной отпуск, потому что никто не знает, будут ли на это деньги. Папа всегда говорит: «Предугадать, как все сложится в жизни невозможно, слишком многое зависит не от нас, а от обстоятельств».

Описание развития проблемы

В феврале текущего года онлайн-репетитор Ирины по английскому языку сообщила родителям, что есть возможность отправить их дочь в октябре в Англию на 1,5 месяца совершенствовать знания английского в языковой среде.

Стоимость обучения, включая расходы на перелет, питание и проживание составляет 2000 фунтов стерлингов. Предложение интересно тем, что ученики смогут не только учить язык, но и заниматься по школьной программе, что позволит им сохранить темп обучения по всем другим предметам.

От родителей на сегодняшний день требуется дать согласие и оплатить 200 фунтов стерлингов аванса, а полностью оплатить поездку необходимо будет в сентябре (за месяц до поездки). В случае отказа по неуважительной причине (к которой относятся медицинские показания), авансовый платёж не возвращается и дополнительно взимается штраф в размере 400 фунтов стерлингов.

Данные к ситуации:

Один фунт стерлингов составляет 96,2 рубля (на
20 октября 2015 г.);

Ежемесячная зарплата отца – 55 000 рублей;

Ежемесячная зарплата мамы – 50 000 рублей;

Пенсия дедушки – 15 000 рублей;

У дедушки на книжке накоплено на «чёрный день» –
150 000 рублей;

Ежемесячные коммунальные платежи составляют –
6000 рублей;

Ежемесячная оплата за электричество– 1800 рублей;

Ежемесячная оплата за Интернет и др. – 1200 рублей;

Оплата занятий в художественной школе – 2500 рублей в месяц;

Оплата услуг онлайн-репетитора – 6000 рублей в месяц

Дедушка имеет социальную карту москвича;

Лекарства для дедушки в месяц обходятся от 1500 до 2000 рублей;

Школа и художественная студия Ирины располагаются в шаговой доступности от дома;

Мама добирается на работу 1 час транспортом (метро, автобус);

Папа добирается до работы на машине 1,5 часа (с учётом пробок), преодолевая расстояние 30 км в одну сторону. Не менее одного раза в месяц вся семья посещает театр или иные культурные мероприятия;

Продукты и хозяйственные принадлежности закупаются один раз в две недели в гипермаркете со средним счетом 15000 рублей, а продукты ежедневного потребления (молоко, хлеб) покупают в магазине рядом с домом;

Кроме того, по два раза в месяц папа и мама пользуются услугами парикмахера, мама два раза в месяц посещает косметолога. Всего на подобные услуги тратится не менее 18 000 рублей;

Родители стараются, чтобы дочь чувствовала себя комфортно среди своих сверстников, поэтому не экономят на покупках одежды, аксессуаров и новых гаджетов для Ирины и Ильи (телефон, планшет, наушники и т. д.).

Характеристика роли в ситуации. Вы являетесь активным волонтёром центра финансового просвещения, и к Вам обратилась Ольга Борисовна Комарова за советом.

Постановка задачи: Дайте совет семье Комаровых (с описанием конкретных действий), как можно обеспечить поездку Ирины в Англию. Вы можете объединиться в группу от 3 до 5 человек, чтобы вместе найти оптимальный вариант решения этой проблемы семьи Комаровых.

Свой ответ вы можете написать в свободной форме. Надеемся, что вы сможете сделать для себя определённые выводы в ходе поисков решения проблемы семьи Комаровых.

Итак, ваш совет семье Комаровых

Такой подход к овладению основами финансовой грамотности позволяет решить основную проблему – преодолеть инертность и безразличие школьников, с которыми приходится сталкиваться педагогам в процессе преподавания предметов социального блока.

Яндекс.Метрика