АКТУАЛЬНО

Русский язык – метапредмет – основа преподавания всех наук

Система повышения квалификации педагогов – одно из направлений развития российской образовательной политики. Именно с этим направлением так или иначе связана практически вся деятельность Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Академия насчитывает 12 кафедр, и работа каждой заслуживает особого внимания. Журнал «Вестник образования» решил познакомить наших читателей с работой кафедр. Поскольку 2015 год объявлен Годом литера-
туры, начнём с кафедры преподавания русского языка и литературы.

Заведует кафедрой Обернихина Галина Аркадьевна – кандидат педагогических наук, профессор.

На кафедре также работают: Воителева Т.М. (д.п.н., профессор); Емельянова Т.В. (доцент); Марченко О.Н. (к.п.н., доцент); Мацыяка Е.В. (к.п.н., доцент); Осипова И.В. (к.п.н., доцент); Савченко К.В. (доцент); Щелкунова С.А. (старший преподаватель).

Проблемы образования в многонациональном обществе принадлежат к числу наиболее острых, поскольку затрагивают не только образовательные интересы и потребности, но и национальное самосознание и чувства людей. Сегодня вопросы владения русским языком становятся вопросами стратегическими. Возрождение России, воспитание активной, творческой, самостоятельно мыслящей личности невозможно без воспитания государственной идентичности, национального самосознания. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы.

Что такое повышение квалификации учителей русского языка и литературы сегодня? Поговорим об этом с заведующей кафедрой преподавания русского языка и литературы ФГАОУ АПК и ППРО профессором Г.А. Обернихиной.

– Галина Аркадьевна, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об основных направлениях деятельности кафедры?

– То, что знакомство с Академией на страницах журнала начинается с нашей кафедры, для нас большая честь и ответственность. Но хочется верить, что это не случайно. Русский язык сегодня рассматривается как метапредмет, поскольку он является не только учебной дисциплиной, но и средством обучения основам всех наук: математике, физике, биологии и т. д. В связи с этим необходима организация преподавания всех учебных предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется общими силами всех учителей. Требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во внеклассной работе.

Одна из важнейших задач нашей школы – воспитать людей образованных и логически мыслящих, привить им навыки грамотного изложения мыслей. Осуществление этой задачи возможно лишь при правильной организации повседневной работы по развитию письменной и устной речи учащихся. В настоящее время чётко определены основные цели обучения русскому языку и литературе – формирование языковой личности средствами учебного предмета, развитие логического и образного мышления в процессе анализа и практического синтеза высказывания, развитие связной устной и письменной речи, её производства и восприятия, формирование речевых и творческих способностей обучающихся. Вопрос формирования языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе, т. е. личности, владеющей всеми видами речевой деятельности, способной решать разнообразные задачи в процессе общения, осознания, действовать в различных сферах жизнедеятельности, – один из основных вопросов, которые рассматриваются в процессе повышения квалификации учителей.

Система повышения квалификации отличается от вузовского образования тем, что не даёт фундаментальной базовой подготовки, а откликается на вызовы времени, потребности учителя. Например, когда внедрялось профильное обучение, кафедра разработала технологию создания элективных курсов, апробированную в работе с учителями. Программы элективных курсов выпущены в свет издательством «Русское слово».

Когда была принята Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а в 4 классе введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики», кафедра участвовала в создании УМК по новому предмету. Эти УМК издали «Просвещение» и «Дрофа».

Также разработаны программы повышения квалификации для подготовки региональных тьюторов и учителей, которые будут преподавать ОРКСЭ. Одна из кафедральных программ ПК посвящена духовно-нравственному воспитанию на уроках гуманитарных предметов.

Сейчас идёт активное обсуждение Концепции филологического образования. Естественно, кафедра предполагает включение в свои программы и этого вопроса.

– Создание учебно-методического обеспечения для процесса обучения русскому языку и литературе – тоже одно из направлений деятельности кафедры?

– Члены нашей кафедры являются авторами учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе как для средней школы, так и для образовательных учреждений системы СПО. Так, в издательстве «Академия» вышел УМК по русскому языку для 10–11 классов (Программа, учебник, сборник упражнений, книга для учителя) Т.М. Воителевой; этим же автором создан УМК по русскому языку (Программа, учебник (в соавторстве), сборник упражнений, книга для учителя, пособие для подготовке к ЕГЭ (в соавторстве) для системы СПО.

Авторским коллективом кафедры подготовлены два учебно-методических комплекта по литературе для системы СПО, неоднократно переизданных и доработанных в соответствии с новыми требованиями.

Все эти учебники и пособия вошли в Федеральный перечень.

Летом 2015 года по заданию Минобрнауки России кафедрой были разработаны методические рекомендации к тематическим урокам, посвящённым творчеству Н.М. Карамзина, Дню славянской письменности и культуры, Году литературы в России, юбилею лексикографа В.И. Даля. Они прошли экспертизу и уже размещены на сайте министерства.

Наша стратегическая задача – подготовка тьюторов. Мы разрабатываем программы для учителей, но, конечно, даже при огромной работоспособности нашей кафедры, всех учителей России мы подготовить не можем. А потому делаем ставку на подготовку тьюторов, которые потом смогут работать с учителями в регионах. Мы работаем не только в очном, но и в дистанционном режиме: проводим вебинары и Интернет-конференции, дистанционные курсы, консультации, онлайн-лекции.

– Знаю, что Ваши разработки интересны не только российским педагогам.

– Да, кафедра сотрудничает и с зарубежными партнёрами. Проводятся курсы повышения квалификации учителей русского языка стран СНГ и Балтии (Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, Украина, Молдова, Казахстан, Туркмения, Азербайджан, Грузия). На базе АПК и ППРО организуются и проводятся международные конференции с участием представителей системы образования стран СНГ.

Сотрудники кафедры принимают участие в работе международных конференций, посвящённых вопросам преподавания русского языка и литературы (Международный крымский лингвистический конгресс «Язык и мир», Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в странах Средней Азии», прошедшая в Таджикистане, и др.). Подготовлено учебно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в русских секциях международных лицеев Франции (УМК: концепция, программа, пособия и рабочие тетради для учащихся, пособия для преподавателей), разработаны материалы для проведения олимпиад по русскому языку в Республике Беларусь, Азербайджане и во Франции.

– Не могли бы Вы перечислить программы, которые кафедра может предложить учителям русского языка и литературы на период 2015–2016 гг.?

– Да, конечно. Но я не просто перечислю, но и немного расскажу о них. Думаю, что они могут быть интересны не только учителям-словесникам, но и другим педагогическим работникам.

1. «Развитие личности в процессе гуманитарного образования в соответствии с требованиями ФГОС». Актуальность программы обусловлена новыми требованиями, предъявляемыми к системе образования Федеральным государственным образовательным стандартом, в котором особое внимание уделяется проблемам развития личности обучающегося. Возрастание роли воспитания в процессе образования подрастающего поколения требует системных изменений в содержании и формах организации учебного процесса, в особенности это относится к предметам гуманитарного цикла, которые в силу своей специфики обладают наиболее значимым воспитательным потенциалом.

Программа даст возможность учителям познакомиться с Концепцией духовно-нравственного развития и становления личности гражданина России, а также Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Основное внимание в программе уделено совершенствованию методической компетенции педагога в области современных методов оценки духовно-нравственного развития личности, рассмотрены возможности использования содержания предмета ОРКСЭ на уроках предметов гуманитарного цикла в целях духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. «Совершенствование методической компетентности педагогических работников (русский язык и литература)». Тема эта актуальна для учителя-словесника, поскольку в программе рассматриваются современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, в области методики преподавания русского языка и литературы; особенности работы по традиционным и электронным учебникам русского языка и литературы; современные методы оценки качества образовательного процесса и образовательных результатов. Как и предыдущая программа, она знакомит учителей с Концепцией духовно-нравственного развития и становления личности гражданина России и Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

3. «Эффективные современные технологии образовательного процесса в условиях реализации ФГОС». Эта программа будет полезной для учителей средней общеобразовательной школы и работников образовательной системы СПО. Она предполагает знакомство слушателей с основными положениями профессионального стандарта «Педагог», Концепцией филологического образования. Будут рассмотрены особенности методики использования в учебном процессе электронных учебников. Также слушателям будут предложены мастер-классы с использованием современных образовательных технологий в предметной области «Русский язык и литература».

4. «Совершенствование коммуникативной компетенции руководителей и педагогических работников образовательных организаций». Повышение квалификации по этой теме особенно актуально для работников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, не имеющих специального педагогического образования, а также для преподавателей негуманитарных дисциплин. Программа предполагает знакомство слушателей с основными положениями профессионального стандарта «Педагог», Концепцией филологического образования. Основное внимание уделяется месту и значению коммуникативной компетенции в системе профессиональных компетенций педагога, совершенствованию коммуникативной компетенции преподавателя в процессе профессиональной деятельности, вопросам культуры речи.

5. «Совершенствование профессиональных компетенций педагогических кадров в области развития языковой функциональной грамотности обучающихся». Программа предполагает знакомство слушателей с основными положениями профессионального стандарта «Педагог», Концепцией филологического образования. Рассматриваются вопросы теории коммуникации и методики совершенствования знаний в области теории коммуникации как обучающихся, так и педагогических работников. Также слушатели познакомятся с особенностями проектирования занятий, нацеленных на совершенствование языковой функциональной грамотности обучающихся, методикой использования электронных учебников.

6. «Обучение написанию сочинений в процессе филологического образования в свете требований ФГОС». Актуальность программы обусловлена требованиями ФГОС к планируемым результатам образования в области развития связной письменной речи обучающихся, а также введением сочинения в качестве итоговой письменной работы в 11 классе. На занятиях будут рассмотрены особенности работы по восприятию речи (текста), методические подходы к обучению созданию письменных текстов. Особое место в программе занимает методика работы по подготовке и оцениванию итогового сочинения по литературе и по русскому языку. Затронута проблема преемственности в обучении написанию сочинений (начальное – основное – среднее (полное) образование).

7. «Специфика преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях системы СПО». Основное внимание в программе уделяется особенностям преподавания русского языка, литературы в СПО с учётом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования: построение лекционно-семинарской системы организации учебного процесса в образовательных организациях системы СПО; роль практических занятий, проектная и исследовательская деятельность студентов в рамках изучения общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература». Слушатели познакомятся с современными педагогическими технологиями в преподавании русского языка и литературы, спецификой обучения студентов по электронным учебникам.

Более подробная информация о Программах кафедры представлена на сайте АПК и ППРО. Там же учитель сможет познакомиться с видеолекциями преподавателей кафедры по актуальным вопросам обучения русскому языку и литературе.

Молодому учителю рекомендуем ознакомиться с нашими публикациями, которые, надеюсь, очень помогут ему в работе:

1. Воителева Т.М. Психолингвистические основы речевого развития школьников // Российский научный журнал, 2009,
№ 6(13). С. 222–227.

2. Воителева Т.М. Личностно ориентированное обучение как способ развития творческих способностей учащихся средней школы // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012, № 1. С. 83–86.

3. Воителева Т.М. Анализ и интерпретация текста как путь к его пониманию (методический аспект) // Вестник МГГУ
им. М.А. Шолохова. 2013, № 3. С. 94–98.

4. Литература и культура Древней Руси. 10–11 классы: учебное пособие / Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

5. Литература: практикум / Т.В. Емельянова, Е.В. Мацыяка, Г.А. Обернихина, К.В. Савченко и др.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: «Академия», 2013.

6. Литература: справочно-информационное пособие / Антонова А.Г., Бирюкова С.К., Емельянова Т.В., Марченко О.Н., Мацыяка Е.В., Мытарева Т.Б., Обернихина Г.А., Осипова И.В., Савченко К.В.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015.

7. Литературные места России и зарубежья: Сборник диктантов и изложений: пособие для учителя / Авт-сост. Г.А. Обернихина. – М: ООО «ТИД «Русское слово – PC», 2008.

8. Марченко О.Н. Особенности работы по развитию связной письменной речи учащихся по УМК «Русский язык» / Под ред. В.В. Бабайцевой // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегион. конф., 15–17 декабря 2014 г. / науч. ред. д-р пед. наук, проф. О.А. Скрябина; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Рязань, 2014.

9. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.

10. Емельянова Т.В. Как написать сочинение: Рабочая тетрадь для 10–11 классов / Т.В. Ермельянов, Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка, О.Е. Поремузова. – СПб.: Просвещение. 2002.

11. Обернихина Г.А. Уроки поэзии: Поэтические шедевры русских поэтов XVIII–XIX вв.: учеб. пособие / Г.А. Обернихина, В.А. Обернихин. – М.: ИНФРА-М, 2013.

12. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения изложениям: Пособие для слушателей системы повышения квалификации / Авт-сост. Г.А. Обернихина. – М.: АПК и ППРО, 2010.

– Указом Президента 2015 год официально объявлен в России Годом литературы. Одним из значительных литературных событий является Всероссийский конкурс сочинений, учредителем которого стало Министерство образования и науки Российской Федерации. Какое участие принимала кафедра в организационном процессе?

– Самое непосредственное! АПК и ППРО, и в частности кафедра преподавания русского языка и литературы, является федеральным оператором этого конкурса.

Приятно отметить, что сочинение возвращается в школьную практику, и конкурс сочинений – хороший стимул для возрождения традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности.

В конкурсе может принять участие любой ученик школы с 4 по 11 класс, а также студенты организаций среднего специального образования.

Особенностью конкурса является отсутствие в нём жёстких тематических ограничений. Тему сочинения автор формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров. Это может быть сочинение-сказка, сочинение-эссе, сочинение-очерк, сочинение-письмо и т. д. И это очень важно, поскольку такой подход даёт возможность участникам более полно проявить свои творческие способности, самостоятельность мышления и оригинальность суждений.

Тематика конкурса посвящена российским поэтам и писателям, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году, юбилеям литературных произведений. В числе тем, конечно же, – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Награждение победителей конкурса пройдет в ноябре в Москве. На это мероприятие планируется пригласить участников, чьи работы выйдут на федеральный этап. Очень надеемся, что регионы найдут возможность отправить ребят в столицу. Работы победителей предполагается опубликовать в сборнике. И это тоже своего рода стимул для юных литераторов.

Данный конкурс, безусловно, будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к урокам русского языка и литературы. Он поможет выявить определяющую роль литературы и русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, формировании её национального самосознания, мировоззрения, гражданской позиции и раскрытии духовного потенциала.

Нашей кафедрой были разработаны программы, адресованные учителям русского языка и литературы, сопровождающих учащихся 4–11 классов – участников Всероссийского конкурса сочинений.

Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени основного общего образования (5–9 классы);

Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени среднего полного общего образования (10–11 классы);

Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени основного и среднего (полного) общего образования (с использованием мультимедийных возможностей Интернет-ресурсов для применения в рамках дистанционных форм обучения).

Содержание программ предусматривает инвариантные модули, включающие в себя основные положения и подходы по развитию связной письменной речи учащихся, в том числе навыков написания сочинения, и вариативные модули, включающие различные аспекты преподавания русского языка и литературы, учитывающие возрастные, педагогические и психологические особенности обучающихся. Вариативность и дифференциация содержания программ также обеспечивается включением тем, предусматривающих возможность выбора слушателями различных содержательных аспектов изучения темы в зависимости от своих профессиональных потребностей и запросов. При подготовке программ учитывались результаты анкетирования учителей, анализ региональных программ повышения квалификации учителей русского языка и литературы по вопросам развития письменной речи учащихся, в том числе навыков написания сочинения, анализ УМК по русскому языку и литературе, включённых в Федеральный перечень учебников для общеобразовательных организаций, результаты проведения региональных установочных семинаров по подготовке Всероссийского конкурса сочинений.

ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском конкурсе сочинений

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение утверждает порядок организации, проведения Всероссийского конкурса сочинений (далее – Конкурс), порядок участия в Конкурсе и определение победителей Конкурса.

1.2. Учредителем Конкурса является Министерство образования и науки Российской Федерации.

1.3. Оператором Конкурса является федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ АПК и ППРО).

1.4. Организационно-методическое сопровождение Конкурса осуществляет Экспертный совет Всероссийского конкурса сочинений (далее – Экспертный совет).

Состав Экспертного совета Конкурса формируется и утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

Функции и полномочия Экспертного совета Конкурса определяются Положением об Экспертном совете Всероссийского конкурса сочинений.

1.5. Организационно-техническое и информационное сопровождение Конкурса осуществляет федеральная рабочая группа Конкурса, в том числе на специально созданном электронном ресурсе – официальном сайте Конкурса.

Состав федеральной рабочей группы формируется и утверждается оператором Конкурса (ФГАОУ АПК и ППРО).

Функции и полномочия федеральной рабочей группы определяются в Положении о федеральной рабочей группе Всероссийского конкурса сочинений.

1.6. Цели Всероссийского конкурса сочинений:

возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;

обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи обучающихся.

1.7. Задачи Всероссийского конкурса сочинений:

создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности; выявить литературно одарённых обучающихся, стимулировать их к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;

способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; повышению в глазах молодёжи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;

привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;

продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;

получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;

способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.

1.8. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.

Конкурс проводится среди четырёх возрастных групп:

1 возрастная группа – обучающиеся 4–5 классов;

2 возрастная группа – обучающиеся 6–7 классов;

3 возрастная группа – обучающиеся 8–9 классов;

4 возрастная группа – обучающиеся 10–11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.

1.9. Участие в Конкурсе добровольное.

1.10. Рабочим языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.

1.11. Организация и проведение Конкурса регламентируются методическими рекомендациями по организации и проведению Конкурса (Приложение к Положению о Конкурсе).

1.12. Оператор Конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях (репродуцировать в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия конкурсантов. Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению Оператора с обязательным указанием авторства работ.

1.13. Информация о проведении Конкурса размещается на официальном сайте.

1.14. Конкурс имеет официальный логотип, который может быть использован на всех на ресурсах, сопровождающих проведение Конкурса, а также в оформлении мероприятий, имеющих непосредственное отношение к Конкурсу.

II. Тематические направления Конкурса
и жанры конкурсных работ

2.1. Общая тематика Конкурса:

биография и творчество российских поэтов и писателей, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 г.;

литературные произведения – юбиляры 2015 г.;

70-летие Победы в Великой Отечественной войне;

история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.

2.2. Выбор и формулировку тематических направлений Конкурса в субъектах Российской Федерации осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, исходя из общей тематики Конкурса и литературно-культурных традиций региона.

Возможные подходы к выбору и формулировке тематических направлений в субъекте Российской Федерации представлены в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

2.3. Выбор, формулировка и объявление тематических направлений Конкурса в субъекте Российской Федерации производится до 1 сентября 2015 г.

2.4. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

2.5. Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.

2.6. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.

III. Сроки проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится в четыре этапа:

1 этап – очный (на базе образовательной организации): приём заявок на участие в Конкурсе, написание конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап – до 25 сентября 2015 г.;

2 этап – заочный (муниципальный): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап – до 5 октября 2015 г.;

3 этап – заочный (региональный): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап – до 15 октября 2015 г.;

4 этап – заочный (федеральный): работа жюри федерального этапа – до 25 октября 2015 г.; определение победителей и призёров Экспертным советом Конкурса – до 31 октября 2015 г.

3.2. На всех этапах Конкурса не подлежат рассмотрению работы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению или с нарушением сроков представления.

IV. Организация проведения Конкурса

4.1. Для организационно-технического и информационного обеспечения на всех этапах проведения Конкурса создаются соответствующие рабочие группы:

рабочая группа 1-го этапа Конкурса (на базе образовательной организации) формируется и утверждается администрацией образовательной организации;

рабочая группа 2-го этапа Конкурса формируется и утверждается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования;

рабочая группа 3-го этапа Конкурса формируется и утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

4.2. Принципы формирования, функции и полномочия рабочих групп 1-го, 2-го, 3-го этапов определены в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

4.3. Для оценки работ участников Конкурса и определения победителей и призеров Конкурса на всех этапах проведения Конкурса создаются жюри Конкурса.

4.4. Состав жюри каждого этапа Конкурса формируется рабочей группой Конкурса соответствующего этапа. Принципы формирования, функции и полномочия жюри на 1-го, 2-го, 3-го этапах определены в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

4.5. Победители и призёры 1-го, 2-го, 3-го этапов Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных работ жюри каждого этапа. Результаты оценивания оформляются и передаются в рабочую группу следующего этапа в виде рейтингового списка участников соответствующего этапа Конкурса.

4.6. Подведение итогов Конкурса и определение победителей на заключительном (федеральном) этапе Конкурса осуществляет Экспертный совет Конкурса.

V. Порядок проведения Конкурса
и требования к конкурсным работам

5.1. Порядок проведения 1-го, 2-го и 3-го этапов Конкурса определяется соответствующими Положениями, разработанными на основе настоящего Положения.

Положение о проведении 1-го, 2-го и 3-го этапов Конкурса разрабатывается и утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

5.2. 1 этап Конкурса (очный) проводится на базе образовательных организаций. Работы выполняются обучающимися в письменном виде. Образец оформления конкурсной работы представлен в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

5.3. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.

5.4. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.

5.5. Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный заранее цитатник (по определённому тематическому направлению). Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.

5.6. 2 этап Конкурса (муниципальный) проводится в заочной форме.

На 2 этап Конкурса передаётся не более четырёх работ от образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые позиции рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.

5.7. 3 этап Конкурса (региональный) проводится в заочной форме.

На 3 этап Конкурса передаются четыре работы (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые позиции рейтинговых списков 2-го этапа Конкурса.

5.8. 4 этап Конкурса (федеральный) проводится в заочной форме.

На 4 этап Конкурса принимаются четыре работы, занявшие первые позиции рейтинговых списков 3-го этапа Конкурса (по одной работе от каждой возрастной группы).

5.9. Конкурсные работы, представляемые на федеральный этап Конкурса, принимаются в сканированном виде (в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объёмом не более 3 МБ).

Конкурсные работы размещаются рабочей группой федерального этапа на сайте конкурса в срок с 16 до 20 октября. Порядок размещения конкурсных работ определён методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

5.10. Оценка конкурсных работ на всех этапах Конкурса проводится жюри соответствующего этапа конкурса по определённым настоящим Положением критериям.

Образцы оформления протоколов работы жюри предлагаются в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

5.11. Члены рабочей группы соответствующего этапа Кон-
курса на основании протоколов работы жюри составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. На основании полученных результатов выявляются победители соответствующего этапа Конкурса.

5.12. Порядок разрешения спорных вопросов, связанных
с определением победителей на всех этапах Конкурса, описан в методических рекомендациях по организации и проведению Конкурса.

5.13. Определение победителей Всероссийского конкурса сочинений осуществляется Экспертным советом Конкурса
в соответствии с протоколами работы жюри федерального этапа Конкурса.

VI. Критерии оценивания конкурсных работ

6.1. Показатели по критериям оценки конкурсных работ и методика оценки конкурсных работ даны в методических рекомендациях по подготовке и проведению Всероссийского конкурса сочинений.

6.2. Оценивание конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:

формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса;

соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра);

композиция сочинения;

авторское восприятие тематики и проблематики сочинения;

художественность сочинения.

На федеральном этапе Конкурса добавляется критерий «Общее читательское восприятие текста сочинения» – дополнительный балл (по усмотрению федерального жюри).

6.3. Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.

VII. Подведение итогов Конкурса

7.1. Победители федерального этапа Конкурса определяются решением Экспертного совета Конкурса.

7.2. Победителями Конкурса становятся 100 участников федерального этапа (по 25 участников от каждой возрастной группы), занимающие первые 25 позиций рейтингового списка в своей возрастной группе.

7.3. Объявление результатов Конкурса и награждение победителей федерального этапа Конкурса осуществляются на торжественном мероприятии в Москве.

7.4. Работы победителей размещаются на официальном сайте Конкурса.

7.5. Победители федерального этапа Конкурса награждаются дипломами победителя Всероссийского конкурса сочинений.

7.6. Партнёры проведения Конкурса имеют право учредить специальные номинации для участников 4-го (федерального) этапа Конкурса.

7.7. По итогам Конкурса издаётся сборник сочинений победителей Конкурса.

Мы с нетерпением будем ждать подведения итогов Конкурса и приглашаем всех заинтересованных лиц на Всероссийскую конференцию по вопросам развития письменной речи обучающихся, в рамках которой пройдёт награждение победителей. Познакомиться с программой и зарегистрироваться для участия в конференции можно на сайте академии http://www.apkpro.ru.

Яндекс.Метрика