АКТУАЛЬНО
Ориентир XXI века – функциональная грамотность
В докладе Министра просвещения Ольги Васильевой на Всероссийском совещании руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственной управление в сфере образования, которое состоялось в Сочи 5–6 июля, были названы механизмы повышения качества общего образования:
– обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты;
– повышение качества и эффективности работы педагога;
– введение комплексного мониторинга достижений учащихся и качества образования;
– широкое информирование о результатах и инструментах международных исследований в области образования.
Новые результаты, на достижение которых переориентируется система образования России, – развитие «навыков XXI века» – функциональной грамотности учащихся, позитивных установок, мотивации обучения, стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен.
Функциональная грамотность – умение применять на практике полученные в школе знания. Этот навык является объектом изучения Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста PISA (The Programme for International Student Assessment). Программа осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), известной также как «Клуб развитых стран». Ключевой вопрос исследования: «Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Образовательные достижения учащихся оцениваются по трем основным направлениям: естественно-научная, математическая и читательская грамотность. Исследование проводится раз в три года.
Россия участвует в программе PISA с 2000 года. По итогам исследования 2015 года, в котором приняли участие 72 страны, Россия занимает следующие места:
– естественно-научная грамотность – 32-е место;
– математическая грамотность – 23-е место;
– читательская грамотность – 26-е место.
Результаты мониторинга PISA учитываются в глобальном исследовании Pearson при определении ведущих стран мира по эффективности национальных систем образования (Global Index of Cognitive Skills and Educational Attainment). По данным на 2016 год Россия в рейтинге Pearson на 34-м месте из 50 стран.