АКТУАЛЬНО

Быть центром интеграции, методической и образовательной деятельности профессионального сообщества преподавателей общественных дисциплин

Мы продолжаем знакомить наших читателей с деятельностью ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования». О работе кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права рассказывает заведующая кафедрой, кандидат педагогических наук Татьяна БОЛОТИНА.

МИССИЯ КАФЕДРЫ: «БЫТЬ ЦЕНТРОМ ИНТЕГРАЦИИ,МЕТОДИЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

В Российской Федерации продолжается процесс модернизации образования, главными целями которой заявлены повышение доступности, качества и эффективности образования. Российская школа должна быть постепенно переориентирована на переход от сугубо «обучающего» подхода к ценностно-ориентированному образовательному процессу с воспитательным и развивающим компонентами. Изучение истории в этой связи рассматривается как образовательный и воспитательный потенциал.

Реформирование и модернизация российского образования, реализация ФЦПРО и другие масштабные проекты последних лет позволили сформировать достаточно разветвлённую сеть организаций, занимающихся повышением квалификации как на федеральном, так и на региональном уровнях. В современных условиях перед нами стоит важнейшая задача – кафедра должна быть конкурентоспособной и наши услуги должны быть актуальны и востребованы различными образовательными организациями.

Поэтому мы определили миссию нашей кафедры: «Быть центром интеграции, методической и образовательной деятельности профессионального сообщества преподавателей общественных дисциплин (история и обществоведение, право, география) при решении перспективных и актуальных задач Министерства образования и науки Российской Федерации в области исторического и обществоведческого образования».

Чтобы быть центром интеграции кафедра имеет хороший кадровый потенциал и профессиональный задел.

    На кафедре работают:

  • доктора наук – 4;

  • доценты – 10;

  • старшие преподаватели – 2.

Российским педагогам хорошо известны такие имена – как Е.Е. Вяземский, д.п.н., А.Н. Иоффе, д.п.н., Е.А. Певцова, д.ю.н., А.С. Прутченков, д.п.н., О.В Крылова, доц., О.В. Кишенкова, к.п.н., Е.Е. Калуцкая, к.п.н., И.А. Мишина, доц., Т.И. Тюляева, к.и.н., доц. Все они являются авторами учебников, учебных и методических пособий.

Другие преподаватели кафедры: В.Б. Высоцкий, М.М. Салихова, А.А. Ермолин, С.А. Павлова являются высоклассными специалистами в области гражданского-патриотического образования.

Надо отметить, что все сотрудники кафедры имеют богатый опыт работы в проектах, как в российских, так и международных.

Так два сотрудника кафедры представляют нашу страну в международной организации. Министерство образования и науки Российской Федерации назначило Т.В. Болотину региональным координатором в области гражданского образования от РФ в Департамент гражданского образования и обучения правам человека Совета Европы, а А.Н. Иоффе – координатором в Молодёжный департамент Совета Европы.

А.С. Прутченков, В.Б. Высоцкий, А.А. Ермолин и М.М. Салихова являются экспертами Совета Европы по гражданскому образованию.

У нас сложились хорошие партнёрские отношения с регионами Российской Федерации – смежными региональными кафедрами, педагогическими издательствами, «Учительской газетой», Еврейским музеем и центром толерантности, Институтом Всеобщей истории РАН и Институтом Российской истории РАН.

При кафедре создан центр гражданско-патриотического образования и воспитания.

Деятельность кафедры очень разнообразна, многоперспективна. Мы разрабатываем и реализуем комплекс образовательных программ дополнительного профессионального образования и переподготовки работников образования по истории, обществознанию, географии, праву, ОРКСЭ, финансовой грамотности, гражданско-патриотическому образованию и т. д. Готовим дидактические и методические материалы к курсам повышения квалификации, разрабатываем методические рекомендации для педагогов России по организации и проведению мероприятий, посвящённых знаменательным датам – создаём некий гражданский календарь педагога. Организуем работу экспериментальных площадок, что позволяет стимулировать инновационную деятельность в регионах России. Обобщаем и распространяем опыт лучших практик в области исторического, обществоведческого, гражданско-правового образования, организуем и проводим Всероссийские конкурсы, конференции, совещания.

Важное внимание на кафедре отводится преподаванию истории. Это связано с происходящей в стране модернизацией исторического образования – 19 февраля 2013 г. на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент РФ В.В. Путин высказался в поддержку создания единых учебников истории. «Возможно, – сказал В.В. Путин, – стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур». Выступление Президента России обозначило курс государства в отношении подготовки учебников истории в узком смысле, а в более широком плане – в области исторического образования.

В ходе модернизации системы образования создана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, в рамках которой представлен новый Историко-культурный стандарт. Этот документ содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. «Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации»[1].

В соответствии с концепцией, в школах России происходит переход с концентрической структуры исторического образования на линейную структуру, что предусматривает изменения хронологических рамок изучения отечественной истории по классам.

Во исполнение требований Концепции авторитетные педагогические издательства России разработали новые учебники по отечественной истории.

15 мая 2015 г. состоялось заседание Научно-методического совета по учебникам при Министерстве образования и науки Российской Федерации, на котором было принято решение включить три линейки учебников истории России (издательства «Русское слово», «Просвещение» и «Дрофа»)

К каждому учебнику всех трёх линий были созданы и электронные версии. Новые УМК отправлены в субъекты Российской Федерации для апробации.

12 августа 2015 г. Департамент государственной политики в сфере образования Минобрнауки России направил в субъекты Российской Федерации письмо за номером 08-1259, в котором ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» поручалось начать подготовку тьюторов для оказания педагогической поддержки учителям истории в условия принятия Концепции нового учебно-методического комплекса по отечествен-
ной истории.

Субъектам Российской Федерации рекомендовано к началу 2016 г. подготовить 100% учителей к работе по новым учебникам отечественной истории. И кафедра начала подготовку учителей к переходу на новые УМК. Курсы проводятся совместно с тремя издательствами. Каждому издательству предоставлено время, за которое они должны познакомить учителей с учебниками своего издательства, научить их работать с электронными учебниками и осветить трудные вопросы истории. Этот комплекс мер поможет учителям истории определиться с выбором учебников для своих школ.

В рамках реализации Историко-культурного стандарта и перехода на новые учебники по отечественной истории наша кафедра с января 2016 г. планирует организовать курсы «Духовно-нравственные ценности отечественной культуры в условиях внедрения Историко-культурного стандарта и Концепции модернизации исторического образования с учётом требований ФГОС».

Повышение профессиональной компетентности преподавателей истории – это только одно направление нашей деятельности. Мы также проводим курсы, связанные с другими направлениями обществоведческого образования.

О них вам расскажут мои коллеги.

ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНЫХ ОСНОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ПРАВА

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: УЖЕ НЕ РОСКОШЬ, А НЕОБХОДИМОСТЬ

Яндекс.Метрика